Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 95220
1.  
i

Пи­шет­ся а на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) погл..щать
2) вск..раб­кать­ся
3) проп..ганда
4) пог..рель­цы
5) к..са­тель­ная
2.  
i

Пи­шет­ся и на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) пр..зи­рать труса
2) пр..ви­ле­ги­ро­ван­ный
3) пр..ни­мать­ся за ра­бо­ту
4) пр..но­ро­вить­ся
5) пр..воз­но­сить до небес
3.  
i

Двой­ные со­глас­ные пи­шут­ся в сло­вах:

1) бе(с/сс)тыд­ство
2) бе(с/сс)ко­неч­ность
3) ка(л/лл)ей­до­скоп
4) па(с/сс)ажир
5) пле(н/нн)ый
4.  
i

Пи­шет­ся о на месте про­пус­ка в сло­вах:

1) рубаш..нка
2) со­кращ..нный
3) реш..точка
4) камыш..вый
5) ноч..вка
5.  
i

Одна и та же буква про­пу­ще­на в рядах:

1) акц..онер, уц..нённый товар
2) пред..юль­ский, сверх..нду­стри­аль­ный
3) обе фо­кус­ниц.., тиг­риц..н
4) уда­рить на­от­маш.., эта пол­ноч..
5) необ..ез­жен­ный, пред..ян­вар­ский
6.  
i

Пи­шет­ся и на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) про­сящ..м взгля­дом, узе­лоч..к
2) при под­ве­де­ни.. ито­гов, луков..ца
3) быть в ло­вушк.., дро­жащ..м го­ло­сом
4) о На­таль.., в худш..м слу­чае
5) бла­го­да­ря надёжност.., на­ходч..вый
7.  
i

Пи­шет­ся а (я) на месте про­пус­ка в при­ме­рах:

1) они бор..тся
2) посе..вший ку­ку­ру­зу
3) они морщ..тся
4) гон..щиеся за зай­цем со­ба­ки
5) не­до­веш..нный товар .
8.  
i

Ука­жи­те ряды, в ко­то­рых оба слова пи­шут­ся через дефис:

1) (пол)Моск­вы, (пол)мира
2) (топ)мо­дель, (экс)ми­нистр
3) (снеж­но)белый, (вы­пук­ло)во­гну­тый
4) (по)та­тар­ски, (по)тво­е­му (пред­ло­же­нию)
5) (всё)таки, (всё)равно
9.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся ни:

 

Куда 1)н.. глянь, по­всю­ду был им­пе­ра­тор­ский ки­тай­ский сад, ко­то­рый 2)н.. мог 3)н.. ожив­лять во­об­ра­же­ние че­ло­ве­ка, и, может, по­это­му в ми­ну­ты по­се­ще­ния его моё на­стро­е­ние 4)н.. разу 5)н.. омра­чи­лось.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
10.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

Когда бы мы 1)н.. при­ез­жа­ли к нашим дру­зьям, они все­гда ра­душ­но встре­ча­ли нас. Мы 2)н.. могли 3)н.. за­ме­чать их ис­крен­ней ра­до­сти. Но до сих пор они 4)н..разу 5)н.. по­бы­ва­ли у нас.

5)  
11.  
i

Слит­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные слова в пред­ло­же­ни­ях:

1) Из-за по­во­ро­та по­ка­за­лась ма­ши­на, и дети бро­си­лись (в)рас­сып­ную.
2) Порт­ни­ха сло­жи­ла ткань (в)двое.
3) И в то(же) время он очень эмо­ци­о­наль­но пе­ре­жи­вал всё, что про­ис­хо­ди­ло сге­ро­я­ми книги.
4) Пришёл он в нашу семью с одним чемoдaнчи­ком, (при)том очень ста­рень­ким.
5) Она имела (в)виду про­шлые за­слу­ги мужа, когда с гор­до­стью го­во­ри­ла о нём.
12.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) пел (по)ита­льян­ски
2) (борт)про­вод­ник
3) (старо)бе­ло­рус­ский
4) (пол)ме­ся­ца
5) (фос­фор­но)ка­лий­ный
13.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., lпри­част­ный обо­рот|,... ].

1) Я вышел на тер­ра­су и пе­ре­гнув­шись через пе­ри­ла по­гля­дел вниз.
2) Позд­ней осе­нью ли­стья ка­зав­ши­е­ся вы­ре­зан­ны­ми из брон­зы то­пор­щи­лись на вет­ках кря­жи­сто­го дуба.
3) К плос­ко­стям и вер­ти­ка­лям го­род­ско­го про­спек­та окружённого с двух сто­рон не­бо­скрёбами при­мы­ка­ет ста­рая мос­ков­ская улоч­ка.
4) Все при­ле­га­ю­щие к пло­ща­ди улицы были за­пол­не­ны лю­дь­ми.
5) Ря­зан­ская при­ро­да вос­пе­тая Есе­ни­ным вы­зы­ва­ет живой от­клик в моей душе.
14.  
i

Ука­жи­те слова, ко­то­рые имеют оди­на­ко­вое стро­е­ние:

1) хо­ло­ди­на
2) хо­лод­нень­кий
3) хо­лод­ность
4) хо­лод­но­ва­тый
5) хо­лод­но (по­смот­рел)
15.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) В этот пе­ри­од Гайдн на­пи­сал огром­ное ко­ли­че­ство сим­фо­ний_ и квар­те­тов, кон­цер­тов для раз­лич­ных ин­стру­мен­тов_ и сонат, опер_ и дру­гих со­чи­не­ний.
2) За­хва­чен­ный врас­плох, он стоял пе­чаль­ный_ и рас­се­ян­ный_ и за­мет­но нерв­ни­чал.
3) Гнёзда птиц по­ра­жа­ют нас и раз­но­об­ра­зи­ем раз­ме­ров_ и при­чуд­ли­во­стью форм_ и ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла.
4) Реч­ная вода шумит сер­ди­то на пе­ре­ка­тах_ или тихо вор­ку­ет на глу­би­нах_ или плав­но по­ка­чи­ва­ет лодку.
5) У бе­ре­гов вода_ то стру­и­лась по пе­ре­мы­тым пес­кам_ то сто­я­ла глу­хи­ми_ и глу­бо­ки­ми ому­та­ми.
16.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[     ], и [     ].

1) Он взял свои лыжи стя­ну­тые ре­меш­ка­ми и мед­лен­но пошёл на стан­цию.
2) За­на­вес на сцене не под­ни­мал­ся и всё ещё иг­ра­ли увер­тю­ру.
3) Сколь­зи­ли по ка­на­лу ла­ки­ро­ван­ные бай­дар­ки и с бе­ре­га за ними на­блю­да­ли лю­бо­пыт­ные про­хо­жие.
4) Кры­лья у гуся были рас­то­пы­ре­ны и клюв рас­крыт.
5) Че­ло­ве­че­ское мыш­ле­ние фор­ми­ру­ет­ся с по­мо­щью языка и ока­зы­ва­ет­ся с ним проч­но свя­зан­ным.
17.  
i

Ука­жи­те бес­со­юз­ные слож­ные пред­ло­же­ния, в ко­то­рых на месте про­пус­ка ста­вит­ся двое­то­чие, так как вто­рая часть на­зы­ва­ет при­чи­ну, ос­но­ва­ние того, о чём го­во­рит­ся в пер­вой части:

1) Он ушёл_ внизу тут же на­чал­ся оживлённый раз­го­вор.
2) Ждали Со­ко­ло­ва по­ло­жен­ное время_ он всё не при­хо­дил.
3) Вик­тор Пет­ро­вич уди­вил­ся_ по­че­му его никто не ищет?
4) Он сде­лал шагов де­сять и замер_ с улицы во двор вле­те­ли три чёрные ма­ши­ны.
5) Об­ра­щать­ся со сло­вом нужно чест­но_ оно выс­ший по­да­рок че­ло­ве­ку.
18.  
i

Ука­жи­те, какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют при­ведённой ниже схеме (учти­те, что знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны):

[   ]:[   ].

1) Его бес­по­ко­и­ло лишь одно как бы она не уеха­ла в Моск­ву.
2) Я огля­нул­ся и уви­дел эта белая птица сня­лась с ветки и по­ле­те­ла.
3) Ещё вы­стрел кучер вы­ро­нил вожжи и тихо сполз под колёса.
4) В дом ху­дож­ни­ка Се­ро­ва были вхожи все зна­ме­ни­то­сти того вре­ме­ни учёные пи­са­те­ли ху­дож­ни­ки актёры и му­зы­кан­ты.
5) Лёд ещё тон­кий пе­ре­хо­дить реку опас­но.
19.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) Он пойдёт на­про­лом_ как мед­ведь сквозь ва­леж­ник.
2) В со­ста­ве экс­пе­ди­ции ра­бо­та­ли_ как био­ло­ги _ так и хи­ми­ки.
3) Такое по­ве­де­ние про­тив­ни­ка можно объ­яс­нить не чем иным_ как рас­те­рян­но­стью и так­ти­че­ской оплош­но­стью.
4) Всё твор­че­ство Пуш­ки­на можно рас­смат­ри­вать_ как осо­бый вид до­ка­за­тель­ства: власть духа выше вла­сти силы.
5) Ве­чер­нее небо стало_ как огром­ная синяя чаша.
20.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую:

 

Всю не­де­лю шёл дождь1)_ на­ве­ва­ю­щий скуку2)_ и3)_ хотя се­год­ня он толь­ко ещё на­чи­нал­ся, но по тому4)_ как плот­но за­во­лок­ло небо се­ры­ми уны­лы­ми ту­ча­ми, было ясно5)_ за­ря­дит он очень на­дол­го.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
21.  
i

При­ста­воч­но-суф­фик­саль­ным спо­со­бом об­ра­зо­ва­ны слова:

1) при­твор­щик
2) по-брат­ски
3) уде­ся­те­рить
4) обес­смер­тить
5) до­пра­ши­вать
22.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых есть звук [с]:

1) босяк
2) брус­чат­ка
3) ди­коб­раз
4) сгу­ще­ние
5) рас­па­ко­вать
23.  
i

Ука­жи­те су­ще­стви­тель­ные, ко­то­рые от­но­сят­ся к 1-му скло­не­нию:

1) время
2) ба­тюш­ка
3) че­ло­ве­чиш­ка
4) от­бив­ная
5) стан­ция
24.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) Су­ще­стви­тель­ные тюль, шам­пунь от­но­сят­ся к од­но­му и тому же типу скло­не­ния.
2) В ряду Вик­тор, народ оба су­ще­стви­тель­ных яв­ля­ют­ся оду­шевлёнными.
3) В пред­ло­же­нии Три строй­ные берёзки росли на­про­тив на­ше­го дома все су­ще­стви­тель­ные упо­треб­ле­ны в форме ро­ди­тель­но­го па­де­жа.
4) Оба су­ще­стви­тель­ных брюки, бо­тин­ки упо­треб­ля­ют­ся толь­ко в форме мно­же­ствен­но­го числа.
5) В сло­во­со­че­та­нии ост­ро­ум­ная кон­фе­ран­сье пра­виль­но со­гла­со­ва­но в роде при­ла­га­тель­ное с су­ще­стви­тель­ным.
25.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых вы­де­лен­ные кон­струк­ции не­об­хо­ди­мо обосо­бить:

1) В тот же миг тро­ну­тый за­бо­той ста­ро­го друга наш герой за­мол­чал и тут же пре­дал­ся раз­мыш­ле­ни­ям.
2) Та­ма­ра Вес­ниц­кая гим­на­зист­ка стар­ших клас­сов своё бу­ду­щее пред­став­ля­ла пока не­яс­но.
3) С про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны улицы спу­стя не­сколь­ко минут по­ка­за­лась какая-то белая фи­гу­ра.
4) Чёрный плющ креп­ко сжи­мал ство­лы буков как бы ста­ра­ясь со­греть в них жи­ви­тель­ные соки и так про­дле­вал их су­ще­ство­ва­ние.
5) Позд­но ве­че­ром то есть часов в один­на­дцать я пошёл гу­лять по ли­по­вой аллее лю­би­мо­го го­ро­жа­на­ми буль­ва­ра.
26.  
i

Ре­че­вые ошиб­ки до­пу­ще­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) Аро­ма­ти­че­ские ве­ще­ства ши­ро­ко ис­поль­зу­ют­ся в ку­ли­на­рии.
2) Моя со­сед­ка все­гда при­слу­ши­ва­лась к со­ве­там своей муд­рой и прак­ти­че­ской при­я­тель­ни­цы.
3) Он был ма­стер на все руки - сле­сарь, сто­ляр, плот­ник и даже ме­ха­ник.
4) Какой-то не­обыч­ный комар при­чи­нил укус ма­лень­ко­му ребёнку.
5) Наше бюро пред­ла­га­ет услу­ги по тру­до­устрой­ству на ра­бо­ту самых раз­ных специ­али­стов.
27.  
i

Син­так­си­че­ские нормы на­ру­ше­ны в пред­ло­же­ни­ях:

1) На помещённое объ­яв­ле­ние мною в га­зе­те от­клик­ну­лось много чи­та­те­лей.
2) Да­вы­дов хотел вник­нуть и по­знать все тайны Гре­мя­че­го Лога.
3) Алек­сей спро­сил, со­гла­сен ли я с ним.
4) Я снова убеж­да­юсь о не­об­хо­ди­мо­сти охран­ной сиг­на­ли­за­ции.
5) Учтя за­ме­ча­ния и со­кра­тив объём, ста­тья может быть ре­ко­мен­до­ва­на к пе­ча­ти.
28.  
i

Про­из­но­си­тель­ные нормы на­ру­ше­ны в сло­вах:

1) о[тэ́]ль
2) до́суг
3) ру­ко­во́дишь
4) горь­ка́
5) укра́инец
29.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В4

(1) Был хо­ро­ший май­ский день. (2) Своё сво­бод­ное время я про­во­дил, бродя по бу­лыж­ным мо­сто­вым, по ко­то­рым так редко про­ез­жа­ли ав­то­мо­би­ли, что между кам­ней росла не­при­хот­ли­вая, вы­нос­ли­вая трав­ка.

(3) Ста­рый рус­ский го­ро­док, кир­пич­но-бурый, ма­ло­этаж­ный, с гор­ба­ты­ми улоч­ка­ми, смот­рел на меня ге­ра­ни­е­вы­ми сво­и­ми окош­ка­ми. (4) За кра­ше­ны­ми-пе­ре­кра­ше­ны­ми за­бо­ра­ми юти­лись тес­ные дво­ри­ки, за­рос­шие тра­вой с ярко-жёлтыми оду­ван­чи­ка­ми и ку­ста­ми цве­ту­щей си­ре­ни. (5) Кир­пич­ные ре­льеф­чи­ки на фа­са­дах обречённых на снос дрях­лых домов, кир­пич­ные укра­ше­ния над ок­на­ми, по­хо­жие на удивлённо под­ня­тые брови,  — всё это резко кон­тра­сти­ро­ва­ло с белёными фа­са­да­ми новых домов, под­няв­ших­ся на окра­и­нах го­ро­да.

(6) Ста­ри­ки си­де­ли на ска­ме­еч­ках перед этими до­ма­ми, под цве­ту­щи­ми на под­окон­ни­ках ро­зо­вы­ми и алыми баль­за­ми­на­ми. (7) Мне, сто­лич­но­му жи­те­лю, волею слу­чая по­пав­ше­му в этот тихий уго­лок ис­кон­но рус­ской жизни, было очень хо­ро­шо, душу мою пе­ре­пол­ня­ли такие доб­рые чув­ства к ста­рым людям, ко­то­рые вни­ма­тель­но смот­ре­ли на меня, когда я про­хо­дил мимо, что я, как со ста­ры­ми зна­ко­мы­ми, как срод­ны­ми, здо­ро­вал­ся с ними. (8) Слыша в ответ удивлённое и тихое «зд­расте», я сму­щал­ся, будто люди ода­ри­ва­ли меня, слу­чай­но­го про­хо­же­го, не­за­слу­жен­ным бла­го­сло­ве­ни­ем.

(9) Бродя по улоч­кам, ко­то­рые вели то вверх, то вниз, я вышел к кра­е­вед­че­ско­му музею. (10) Пло­щад­ка перед этим му­зе­ем, за­тя­ну­тая соч­ной тра­вой, в ко­то­рой ярко све­ти­лись пу­ши­стые цветы оду­ван­чи­ков, была по­хо­жа на ста­рый цер­ков­ный дво­рик с про­топ­тан­ны­ми тро­па­ми, с по­ко­сив­шей­ся чу­гун­ной решёткой на серых стол­бах из пес­ча­ни­ка.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Про­гул­ки по го­ро­ду.
2) Улоч­ки ста­ро­го го­род­ка.
3) Церк­вуш­ка на окра­и­не.
4) Ста­ри­ки на ска­ме­еч­ках.
5) По­се­ще­ние музея.
30.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

(1) Нрав­ствен­ный кли­мат в го­су­дар­стве опре­де­ля­ет­ся сте­пе­нью куль­ту­ры об­ще­ства. (2) А куль­ту­ра - это пре­жде всего ре­зуль­тат зна­ний, упо­ря­до­чен­ных и со­че­та­ю­щих­ся с осо­зна­ни­ем их не­до­ста­точ­но­сти.

(3) В самом деле, чем боль­ше че­ло­век знает, тем яснее он по­ни­ма­ет не­до­ста­ток своих зна­ний. ( 4) От­сю­да осо­бая осто­рож­ность и так­тич­ность под­лин­но зна­ю­щих людей и  — рядом с ними  — чрез­вы­чай­ная са­мо­уве­рен­ность по­лу­зна­ек.

(5) По­лу­знай­ка ду­ма­ет, что знает всё, и пре­жде всего ре­цеп­ты бла­го­по­лу­чия че­ло­ве­че­ства. (6) И он все­гда на­хо­дит быст­рый выход из вре­мен­ных за­труд­не­ний. (7) По­лу­знай­ке ка­жет­ся, что учёный или про­сто куль­тур­ный че­ло­век  — пло­хой про­вод­ник его са­мо­уве­рен­ных идей и, более того, ещё и живой укор его не­ве­же­ству. (8) Не­куль­тур­ность видна во всём об­ли­ке по­лу­знай­ки, в его по­ве­де­нии . (9) Он агрес­си­вен в своём ми­ро­воз­зре­нии, в от­но­ше­нии к при­ро­де, к ис­то­рии, к клас­си­че­ским и не­дав­но по­явив­шим­ся те­че­ни­ям в ис­кус­стве. (10) Одним сло­вом, по­лу­знай­ка ведёт себя так, как будто бы он на­хо­дит­ся в по­лу­зна­ко­мом ему лесу в су­мер­ках: ство­лы де­ре­вьев он при­ни­ма­ет за раз­бой­ни­ков, стре­мя­щих­ся на него на­пасть, он не видит до­ро­ги и с ра­до­стью бро­са­ет­ся на всё, что по­ка­жет­ся ему до­ро­гой или тро­пин­кой.

(11) Таким об­ра­зом, по­лу­знай­ство вос­пи­ты­ва­ет очень опас­ные черты ха­рак­те­ра, по­ве­де­ния, от­но­ше­ния к окру­жа­ю­ще­му миру. (12) По­лу­знай­ство  — это опас­ней­шая со­ци­аль­ная бо­лезнь.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) пуб­ли­ци­сти­че­ский стиль речи
2) на­уч­ный стиль речи
3) тип речи - рас­суж­де­ние с эле­мен­та­ми опи­са­ния
4) тип речи - по­вест­во­ва­ние
5) за­да­ча речи - по­ка­зать путь до­сти­же­ния все­об­ще­го бла­го­по­лу­чия.
31.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Бобр - жи­вот­ное из от­ря­да гры­зу­нов с цен­ным мехом. (2) Мех вы­со­кий, гу­стой, мяг­кий, от свет­ло- до тёмно-ко­рич­не­во­го силь­но раз­ви­та под­пуш­ка.

(3) Бобр имеет внеш­нее сход­ство с во­дя­ной кры­сой. ( 4) Тело у него об­те­ка­е­мой формы не­боль­шая го­ло­ва с плот­но при­жа­ты­ми ма­лень­ки­ми ушами, ко­рот­кая шея и мас­сив­ное, по­сте­пен­но рас­ши­ря­ю­ще­е­ся к се­ре­ди­не ту­ло­ви­ще. (5) Окан­чи­ва­ет­ся ту­ло­ви­ще силь­ным вес­ло­об­раз­ным хво­стом, плос­ким и по­кры­тым оро­го­вев­ши­ми че­шуй­ка­ми. (6) Хвост слу­жит рулём при пла­ва­нии и ны­ря­нии, а в мо­мент опас­но­сти бобр подаёт сиг­на­лы чле­нам своей семьи, гром­ко шлёпая хво­стом по воде.

(7) По­верх губ тор­чат боль­шие силь­ные резцы - од­но­вре­мен­но пила и мо­ты­га вод­но­го гры­зу­на. (8) С по­мо­щью этих рез­цов он легко под­та­чи­ва­ет за две - три ми­ну­ты мо­ло­дую осину тол­щи­ной в че­ло­ве­че­скую руку. (9) А бла­го­да­ря за­мы­ка­ю­щим­ся мя­си­стым нозд­рям бобр, плот­но сжав их, может на­хо­дить­ся под водой чет­верть часа.

(10) Пе­ред­ние и зад­ние ко­неч­но­сти бобра раз­лич­ны. (11) Пе­ред­ние ноги ма­лень­кие, но силь­ные. (12) Они на­по­ми­на­ют руки, так как бобр обыч­но ими поль­зу­ет­ся при еде. (13) Зад­ние ноги длин­нее и снаб­же­ны пла­ва­тель­ны­ми пе­ре­пон­ка­ми. (14) Когти боль­шие, на вто­ром паль­це зад­ней ко­неч­но­сти ко­готь раз­дво­ен (для расчёсы­ва­ния меха).

( 15) Бобр ак­ти­вен ночью и в су­мер­ках, днём его ак­тив­ность сни­жа­ет­ся. ( 16) Живёт бобр возле чи­стой воды, на ле­си­стом бе­ре­гу.

Най­ди­те в 5-м пред­ло­же­нии слово, в ко­то­ром про­ис­хо­дит оглу­ше­ние со­глас­но­го звука. За­пи­ши­те это слово в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

32.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27—А30 и В1—В4

(1) Од­на­ж­ды в нашей таёжной де­ре­вуш­ке силь­ная гроза по­ва­ли­ла ого­род­ные за­бо­ры и под­гнив­шие те­ле­фон­ные стол­бы, по­сры­ва­ла кое-где крыши, по­вы­во­ра­чи­ва­ла давно со­ста­рив­ши­е­ся берёзы и то­по­ля.

(2) Про­бе­гая утром мимо школы, я услы­шал тре­вож­ный писк и уви­дел на краю кар­ни­за ла­сто­чек, су­е­тя­щих­ся у разорённого вче­раш­ней гро­зой гнез­да. (3) Вет­ром ото­рва­ло от него боль­ше по­ло­ви­ны, из остав­шей­ся трес­нув­шей части гнез­да вы­гля­ды­ва­ли три ещё жел­то­ро­тых птен­ца; их ро­ди­те­ли цеп­ля­лись за стен­ки сарая рядом и, ще­бе­ча, будто плача над не­утеш­ным горем, про­си­ли по­мо­щи. (4) Ка­за­лось, что остат­ки гнез­да вот-вот от­ва­лят­ся. (5) А дру­гие ла­сточ­ки по­очерёдно под­ле­та­ли к по­стра­дав­ше­му гнез­ду, за­ви­са­ли на тре­пе­щу­щих кры­льях, слов­но об­ду­мы­вая, что пред­при­нять, и от­ле­та­ли.

(6) Воз­вра­ща­ясь около по­лу­дня, я за­ме­тил, что ла­сточ­ки ре­мон­ти­ру­ют гнез­до «всем миром». (7) Тре­щи­на уже была ак­ку­рат­но за­де­ла­на  — её можно было за­ме­тить лишь по тёмной по­ло­се сырой ещё глины, но ла­сточ­ки с ко­моч­ка­ми стро­и­тель­но­го ма­те­ри­а­ла в клю­вах всё под­ле­та­ли одна за дру­гой.

(8) Вско­ре гнез­до было пол­но­стью вос­ста­нов­ле­но, и ла­сточ­ки уле­те­ли к реке. (9) Они но­си­лись над вод­ной гла­дью, то ка­са­ясь её брюш­ком или кры­лом, то взмы­вая под не­бе­са.

(10)А я стоял и думал: как друж­ны эти милые птицы!

Най­ди­те в 1-м пред­ло­же­нии ка­че­ствен­ное при­ла­га­тель­ное и за­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

33.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28-А30 и В1-В5

(1) Зима вошла в степи. (2) К этому вре­ме­ни вол­ча­та у Ак­ба­ры за­мет­но под­рос­ли и пре­вра­ти­лись в уг­ло­ва­тых пе­ре­рост­ков  — каж­дый со своим но­ро­вом. (3) По­нят­но, вол­чи­ца не могла дать им имена, зато по за­па­ху, что людям не дано, и по дру­гим при­ме­там она легко могла раз­ли­чать своих детёнышей.

(4) Пер­вый снег, вы­пав­ший не­за­мет­но за ночь, ран­ним утром был празд­ни­ком для всех. (5) Вна­ча­ле вол­ча­та- пе­ре­рост­ки оро­бе­ли от вида и за­па­ха не­зна­ко­мо­го ве­ще­ства, а потом стали ба­рах­тать­ся в снегу и фыр­кать от удо­воль­ствия.

(6) В степи было уже свет­ло и про­зрач­но, как днём. (7) Покой и ти­ши­на раз­ли­лись всюду, и ост­рый голод по-зим­не­му дал о себе знать. (8) На­сту­пи­ла пора до­бы­вать про­корм. (9) Вол­ча­та си­де­ли в не­тер­пе­ли­вом на­пря­же­нии, ещё не ведая, какие тя­го­ты несёт охота, и пре­дан­но смот­ре­ли в синие глаза вол­чи­цы. (10) Ак­ба­ра вста­ла с места и дви­ну­лась трус­цой. (11) И все по­сле­до­ва­ли за ней.

(12) Всё скла­ды­ва­лось так, как гре­зи­лось вол­чи­це, когда вол­ча­та были ещё малы. (13) Ак­ба­ра и Таш­чай­нар, отец се­мей­ства, вели своих пер­во­рождённых на ис­пы­та­ние, на первую для них ве­ли­кую охоту на сай­га­ков. (14) Волки шли то шагом, то трус­цой, пе­ча­тая на не­тро­ну­том снегу цветы зве­ри­ных сле­дов. (15) И смо­гут ли они вы­жить в этом мире, те­перь за­ви­се­ло от них самих и от удачи..

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 12—13 гла­гол не­со­вер­шен­но­го вида, пе­ре­ход­ный, 1-го спря­же­ния. За­пи­ши­те его в об­ласть от­ве­тов в той форме, в ко­то­рой он упо­треблён в тек­сте.

34.  
i

Текст к за­да­ни­ям А28—А30 и В1—В5

(1) Лей­те­нант резко взял с места, на­прав­ля­ясь к ку­стар­ни­ку, од­на­ко в рых­лом снегу лыжи сколь­зи­ли плохо, про­ва­ли­ва­ясь в глу­бо­кие колеи, из ко­то­рых тор­ча­ли лишь их изо­гну­тые концы. (2) А ветки ку­стар­ни­ка цеп­ля­лись за мас­ки­ро­воч­ный халат, сры­ва­ли с го­ло­вы ка­пю­шон. (3) На­вер­ное, чет­верть часа лей­те­нант про­ди­рал­ся через ку­стар­ник, пока на­ко­нец не вы­рвал­ся в поле. (4) Взгляд его был устремлён вперёд, лей­те­нант не огля­ды­вал­ся, он слы­шал шорох лыж сзади и мер­ное при­выч­ное ды­ха­ние бой­цов. (5) Его гнев по­не­мно­гу стал спа­дать, самая боль­шая беда ми­но­ва­ла, он стал свы­кать­ся с тем, что их оста­лось во­семь. (6) Прав­да, пол­но­стью при­ми­рить­ся с этим было нель­зя. (7) Но труд­ный уча­сток они про­ско­чи­ли, и те­перь важно было не на­рвать­ся в ночи на какие-ни­будь ты­ло­вые части.

(8) Вско­ре на снегу на­ме­тил­ся не­боль­шой спуск, лыжи пошли вперёд легче, рукам стало сво­бод­нее. (9) В вет­ре­ном ноч­ном су­мра­ке слы­шал­ся сплош­ной шорох снега под лы­жа­ми. (10) Лей­те­нант ещё уве­ли­чил темп. (11) До­ро­га была даль­няя, даже слиш­ком даль­няя для одной ночи, и надо было спе­шить. (12) Тут он ещё пом­нил марш­рут, изу­чен­ный на­ка­ну­не по карте, и знал, что скоро опять пойдёт пойма всё той же ре­чуш­ки.

(13) Груп­па быст­ро дви­га­лась в серых ноч­ных су­мер­ках. (14) Беззвёздное небо сплош­ным по­ло­гом на­кры­ло зим­ний про­стор, в ко­то­ром туск­ло тем­не­ли раз­мы­тые пятна ку­стар­ни­ков, де­ре­вьев, бу­рья­на и ещё чего-то не­яс­но­го и за­га­доч­но­го. (15) Ра­ке­ты на пе­ре­до­вой све­ти­ли да­ле­ко сзади. (16) По­сте­пен­но лей­те­нант стал успо­ка­и­вать­ся: они про­рва­лись.

Опре­де­ли­те, какой ча­стью речи яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 3-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

35.  
i

Текст к за­да­ни­ям А29-А32 и В1-В3

1)  Я счи­таю, что каж­дый че­ло­век обя­зан за­бо­тить­ся о своём ин­тел­лек­ту­аль­ном раз­ви­тии. (2) Это его обя­зан­ность перед об­ще­ством, в ко­то­ром он живёт, и перед самим собой.

(3) Су­ще­ству­ют раз­лич­ные спо­со­бы ин­тел­лек­ту­аль­но­го раз­ви­тия. ( 4) Ос­нов­ной (но, ра­зу­ме­ет­ся, не един­ствен­ный), на мой взгляд,  — это чте­ние.

(5) Я точно знаю, каким не долж­но быть чте­ние. (6) Чте­ние не долж­но быть слу­чай­ным. (7) По­че­му? (8) По­то­му что это огром­ный рас­ход вре­ме­ни, а время между тем ве­ли­чай­шая цен­ность, ко­то­рую нель­зя тра­тить на пу­стя­ки. (9) Чте­ние, без­услов­но, долж­но быть из­би­ра­тель­ным, про­ду­ман­ным, глу­бо­ким. (10) В чём дол­жен про­яв­лять­ся его из­би­ра­тель­ный ха­рак­тер? (11) По моему мне­нию, в це­ле­на­прав­лен­ном от­бо­ре книг.

(12) В иде­а­ле хо­ро­шо было бы со­ста­вить свое­об­раз­ную про­грам­му чте­ния. ( 13) Ра­зу­ме­ет­ся, не обя­за­тель­но сле­до­вать ей жёстко. ( 14) Да, от­ступ­ле­ния от неё воз­мож­ны там, где по­яв­ля­ют­ся до­пол­ни­тель­ные для чи­та­ю­ще­го ин­те­ре­сы. (15) От­кло­ни­лись от пер­во­на­чаль­но­го плана  — со­ставь­те для себя новую про­грам­му, учи­ты­ва­ю­щую по­явив­ши­е­ся иные ин­те­ре­сы.

(16) Чте­ние не долж­но быть про­стой са­мо­це­лью. ( 17) Для того чтобы быть эф­фек­тив­ным, оно долж­но в первую оче­редь ин­те­ре­со­вать чи­та­ю­ще­го. (18) Так что раз­ви­вай­те в себе ин­те­рес к чте­нию во­об­ще или по опре­делённым от­рас­лям куль­ту­ры. (19) Такой ин­те­рес может быть в зна­чи­тель­ной мере ре­зуль­та­том са­мо­вос­пи­та­ния.

Опре­де­ли­те, каким чле­ном пред­ло­же­ния яв­ля­ет­ся слово, вы­де­лен­ное в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те в об­ласть от­ве­тов в име­ни­тель­ном па­де­же.

36.  
i

Текст к за­да­ни­ям А27-А30 и В1-В4

(1) Па­по­рот­ни­ки  — это древ­ней­шие рас­те­ния, по­явив­ши­е­ся около 400 мил­ли­о­нов лет назад. (2) Ги­гант­ские па­по­рот­ни­ко­вые рас­те­ния во мно­гом опре­де­ля­ли облик пла­не­ты в конце па­лео­зой­ской  — на­ча­ле ме­зо­зой­ской эры.

(3) Со­вре­мен­ные па­по­рот­ни­ки силь­но раз­ли­ча­ют­ся по раз­ме­рам, жиз­нен­ным цик­лам, осо­бен­но­стям стро­е­ния. (4) Ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние па­по­рот­ни­ков по зем­но­му шару обу­слов­ле­но устой­чи­во­стью к пе­ре­увлаж­не­нию, гро­мад­ным ко­ли­че­ством про­из­во­ди­мых спор. (5) Па­по­рот­ни­ки встре­ча­ют­ся в лесах, в рас­се­ли­нах скал, на бо­ло­тах, в реках и озёрах, на сте­нах го­род­ских домов. (6) Но самое их боль­шое раз­но­об­ра­зие  — в ме­стах, где тепло и сыро: в тро­пи­ках и суб­тро­пи­ках.

(7) Упа­по­рот­ни­ков ещё нет на­сто­я­щих ли­стьев. (8) То, что у па­по­рот­ни­ка на­по­ми­на­ет лист,  — это не лист, а целая си­сте­ма вет­вей, рас­по­ло­жен­ных в одной плос­ко­сти.

(9) Зна­че­ние па­по­рот­ни­ков в жизни че­ло­ве­ка не так ве­ли­ко по срав­не­нию с се­мен­ны­ми рас­те­ни­я­ми.

(10) Не­ко­то­рые па­по­рот­ни­ки упо­треб­ля­ют­ся в пищу, на­при­мер стра­ус­ник обык­но­вен­ный. (11) Од­на­ко мно­гие их виды ядо­ви­ты. (12) Наи­бо­лее ток­сич­ны­ми из про­из­рас­та­ю­щих в сред­ней по­ло­се па­по­рот­ни­ков яв­ля­ют­ся пред­ста­ви­те­ли рода ици­тов­ни­ков. (13) Экс­трак­ты из щи­тов­ни­ка ис­поль­зу­ют­ся в ме­ди­ци­не.

(14) С де­вят­на­дца­то­го века па­по­рот­ни­ки ис­поль­зу­ют как ком­нат­ные рас­те­ния. (15) Ор­хи­деи часто вы­ра­щи­ва­ют в почве, со­дер­жа­щей густо пе­ре­плетённые тон­кие корни па­по­рот­ни­ка.

(16) Ство­лы дре­во­вид­ных па­по­рот­ни­ков слу­жат в тро­пи­ках стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом, а на Га­вай­ях их крах­ма­ли­стую серд­це­ви­ну ис­поль­зу­ют в пищу.

Най­ди­те в тек­сте (среди пред­ло­же­ний 3—6) слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние. Номер пред­ло­же­ния за­пи­ши­те циф­ра­ми (на­при­мер, 2) в об­ласть от­ве­тов.

37.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  пе­ре­го­ра­жи­вав­ший

Б)  по-чест­но­му

В)  от­го­ло­сок

Г)  сла­дост­ный

1)  ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

2)  ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3)  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4)  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5)  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

38.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  за­пря­тан

Б.  при­стра­стие

В.  по­вре­див

Г.  по-ве­чер­не­му

1.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс

2.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

3.  при­став­ка + ко­рень + окон­ча­ние

4.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.  при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

39.  
i

Опре­де­ли­те мор­фем­ный со­став слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы.

А.   удивлённый

Б.   по­чер­нев

В.   болт­ли­вость

Г.   об­но­воч­ка

1.   ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

2.   ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

3.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс

4.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + окон­ча­ние

5.   при­став­ка + ко­рень + суф­фикс + суф­фикс + окон­ча­ние

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

40.  
i

Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и их ха­рак­те­ри­сти­кой:

А.   Тео­рия эта была свя­за­на, как го­во­рят ма­те­ма­ти­ки, с яв­ле­ни­ем ир­ра­ци­о­наль­ным.

Б.   Почва так и ко­лы­шет­ся под но­га­ми, точно идёшь по на­тя­ну­то­му по­лот­ну.

В.   Птиц не пугал шум мо­то­ра, они спо­кой­но про­пус­ка­ли ка­те­рок мимо себя и толь­ко по­во­ра­чи­ва­ли вслед ему го­ло­вы.

Г.   Берег густо зарос еже­ви­кой, ли­ло­вы­ми цве­та­ми пред­ло­же­ние по­ви­ли­ки, и толь­ко кое-где вид­не­лись зо­ло­ти­стые стеб­ли зве­робоя.

1)  про­стое осложнённое пред­ло­же­ние

2)  слож­но­со­чинённое пред­ло­же­ние

3)  слож­но­под­чинённое пред­ло­же­ние

4)  бес­со­юз­ное слож­ное пред­ло­же­ние

5)  слож­ное пред­ло­же­ние с раз­ны­ми ви­да­ми связи

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.